Закипел аккумулятор при зарядке: Причины и что делать?

В этой статье мы подробно расскажем о том, что такое кипение аккумулятора при зарядке, почему оно происходит, опасно ли это для батареи и для человека и что делать в такой ситуации.

Кипение аккумулятора — это процесс разложения воды на молекулы кислорода и водорода. Именно выходящий на поверхность электролита водород и приводит к образованию видимых пузырьков, ибо это газ, и он улетучивается.

Хотим заметить, что это не тот же самый процесс, который происходит в вашем чайнике. В чайнике вода просто испаряется под воздействием высокой температуры и меняет свое агрегатное состояние. Но при этом остается водой. В батареи же все немного иначе, хоть и выглядит похожим образом.

Вредно ли кипятить?

Теперь давайте разберемся, вредно ли кипятить АКБ. Да, у этого процесса есть минусы. И основной из них это повреждение обмазки пластин интенсивным выделением газа. Активно поднимающиеся на верх пузырьки как-бы выбивают обмазку со своего места. И чем старше ваш аккумулятор, тем быстрее будет происходить разрушение.

Сами понимаете, что такое повреждение является необратимым и при этом имеет накопительный эффект. Чем чаще вы кипятите, тем скорее настанет то самое заветное время, когда вам придется отправится в магазин за новой батареей.

Второй минус – это поднятие шлама со дна батареи. Это может привести к закорачиванию одной из банок и выхода ее из строя. Это реальная опасность и некоторые нарываются именно на такой исход, особенно на старых батареях.

Но есть одно большое НО! Есть ситуации, когда без этого деструктивного процесса просто не обойтись!

Дело в том, что видимое кипение это уже апогей процесса электролиза. Он начинается примерно на отметке 14,4 Вольт для обычных батарей и 16 Вольт для батарей по типу Ca-Ca. Именно при таких значениях напряжения мы видим интенсивные пузырьки.

Сам процесс электролиза начинается гораздо раньше. То, что вы не видите явных пузырьков, не означает, что электролиза нет. Это означает, что электролиз не достиг пиковой мощности. При этом также происходит выделение водорода и кислорода, но очень медленно. При этом выделяющийся водород не выходит бурно на поверхность электролита, а задерживается в порах обмазки. Это приводит к тому, что площадь обмазки, которая соприкасается с электролитом, уменьшается и аккумулятор не может зарядиться полностью!

Кипение — это как раз тот самый процесс, который позволяет удалить ненужный газ из микропор и тем самым зарядить батарею полностью.

Что говорят об этом производители?

Производители тоже допускают кипение. Например, вот ссылка на “Советы по безопасной зарядке”, опубликованные на официальном сайте Varta по ссылке https://www.varta-automotive.ru/ru-ru/varta-battery-support/charging/how-to-charge-a-car-battery

  • Используйте зарядное устройство с возможностью регулировки напряжения и тока и высоким зарядным напряжением (2,6В на ячейку)
  • Этот «перезаряд» должен использоваться только короткое время для предотвращения потерь воды

Давайте посчитаем: 2,6 Вольт на ячейку означает 15,6 Вольт на 6 ячеек. При напряжении 15,6 вольт кальциевая батарея уже будет кипеть и это неизбежно! Это подтверждается вторым правилом, которое подтверждает, что происходит потеря воды…

Как часто можно это допускать?

Получается, что с одной стороны интенсивный электролиз это вредно, но с другой это необходимо. Истина ка всегда где-то посредине. Рекомендуется делать это примерно один раз в три месяца. Либо если вы разрядили батарею очень сильно.

Производители рекомендуют делать это раз в полгода или раз в год. У каждого производителя по-разному. Но в целом решение должно приниматься по результатам осмотра и замера характеристик: напряжения разомкнутой цепи и плотности электролита (если есть возможность провести замер).

Как долго должен длиться процесс?

  • Больше двух часов если кипение совсем малозаметное. (до 20 часов по ГОСТ для гелей).
  • Примерно от часа до двух при несильном кипении.

Во всем нужна мера!

Проводите процесс зарядки АКБ под контролем. Следите за интенсивностью кипения и за температурой батареи. Если видите, что процесс выделения газа слишком интенсивный или батарея начинает греться – необходимо срочно принимать меры. Будьте бдительны и не пускайте все на самотек!

И если не уверены в своих силах или чувствуете, что не обладаете достаточными знаниями – доверьте это дело профессионалам. Сейчас с этим нет никаких проблем и подобные сервисы предоставляют множество магазинов АКБ. Именно так и рекомендуют поступить большинство производителей батарей. Так вы сэкономите деньги и сохраните здоровье, ведь аккумулятор при самом худшем исходе может взорваться, повредив вас и все, что находится вокруг.